RAEX (Эксперт РА): за 2017 год число компаний на рынке МФО сократится еще на 40%
3 марта в Москве состоялся круглый стол «Микрофинансирование в России», организованный рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА). Представители микрофинансовых организаций, СРО и эксперты обсудили итоги развития рынка в 2016 году, а также точки роста и прогнозы на 2017 год.
«Рынок МФО, как и многие другие секторы финансового рынка, сегодня проходит серьезную трансформацию, – подчеркнул Дмитрий Гришанков, президент рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА). – Усиливается регулирование, в связи с этим возникает масса как положительных, так и отрицательных тенденций. Если смотреть на итоги прошедшего года, то рост рынка микрофинансирования наблюдается, но пока он сопоставим только с уровнем инфляции. По нашим оценкам, рост составил около 7 %, если не брать в расчет «банковские» МФО».
«Разделение рынка на МФК и МКК, постоянное ужесточение по резервам требует от участников рынка адаптации к меняющимся условиям. Во многом, именно этим обусловлены такие невысокие темпы роста, – отметил Александр Сараев, директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), представляя предварительные итоги исследования рынка. – Регулятивные новации подталкивают участников рынка к наращиванию качества, а не размера портфелей. Увеличение капитала для многих МФО будет достаточно сложной задачей, поэтому, по нашей оценке, до конца 2017 года рынок может даже с учетом создания новых компаний недосчитаться порядка тысячи игроков, что соответствует примерно 40% от текущего количества МФО».
«Несмотря на уменьшение количества игроков (в 2016 году из реестра МФО было исключено около 1700 компаний), мы наблюдаем рост рынка в части увеличения портфелей и количества заемщиков, – прокомментировал Эдуард Арутюнян, директор СРО «МиР». – В основном рынок покидают те МФО, которые не занимались деятельностью вообще, либо занимались полулегально. Идет очищение рынка, остаются игроки, которые серьезно относятся к своему бизнесу. Нужно также отметить, что регулятор стал активнее прислушиваться к мнению рынка и саморегулируемых организаций. Большинство предложений принимается, надеюсь, что в течение месяца будет финализирован первый базовый стандарт для рынка».
Евгений Бернштам, председатель совета директоров группы компаний Adela Financial Retail Group, высказался о роли саморегулируемых организаций в развитии рынка: «СРО очень помогают: когда вы общаетесь с регулятором на уровне одной организации, даже большой, это одно, а когда представляете сообщество, это совершенно другая история. В нашем бизнесе три СРО, конкуренции между ними нет – она была на первых этапах и в основном выражалась в размере членских взносов, так как для маленьких организаций это было существенно. Недобросовестной конкуренции нет: кто-то участвует в одной СРО, кто-то в другой, но все довольны, и общие усилия направлены на развитие рынка».
О потенциале роста рынка в регионах рассказал Алексей Басенко, генеральный директор ООО МФО «СимплФинанс»: «Мы предоставляем услуги для малого и среднего бизнеса, и на текущий момент подавляющее большинство наших клиентов по тендерным займам и займам на исполнение государственного и муниципального контрактов – это клиенты из регионов (порядка 70%). С появлением электронного документооборота, когда все операции протекают онлайн не только между двумя, но и между тремя сторонами, как в факторинге, нет необходимости физического присутствия и офисов продаж. Мы ставим на региональное развитие, которое будет происходить за счет технологий, повышения финансовой грамотности и за счет качества продуктов, доступных и удовлетворяющих потребностям клиентов».
Денис Ерофеев, управляющий директор ООО МКК «Лига денег», затронул тему возможного движения российского микрофинансового бизнеса в другие страны. «Наша компания специализируется на сегменте под названием Doorstep lending (Doorstep lending - выдача микрозайма с очным выездом агента на дом к заемщику.). С осени прошлого года мы приступили к анализу зарубежных рынков в нашем сегменте, на данный момент начинаем конкретные действия по одному из рынков дальнего зарубежья и надеемся, что уже к концу этого года откроем первую зарубежную страну для нашей компании, – сообщил он. – Станет ли это мейнстримом, пока затрудняюсь ответить, скорее всего, это покажут результаты данного пилотного проекта».
Основатель CarMoney Антон Зиновьев поделился своим видением рынка через пять лет: «Иногда в оживленных местах можно увидеть рядом сразу несколько отделений займов «до зарплаты», и это абсурд, потому что каждая из компаний платит аренду, каждый раз они посылают один и тот же запрос в бюро кредитных историй, если клиент хочет сравнить эти организации. Раньше мы ходили в хлебный за хлебом, в молочный за молоком, сейчас мы ходим в супермаркет. Финансовый супермаркет неизбежно появляется и в микрофинансовой сфере. Компании будут конкурировать в создании качественного продукта, а продавать его будет тот, кто должен просто продавать».